12/5/14

«Если ворвется Эсав в лагерь...»

В начале нашей главы Яаков, отец наш, готовится к встрече со своим братом Эсавом, желавшим когда-то лишить его жизни. Яаков отправил к брату своих посланцев. Вернув- шись, они рассказали: Эсав продол- жает быть таким же злодеем, как и прежде. Его гнев утих, но ненависть осталась.

И сейчас он движется на- встречу Яакову, а четыреста богаты- рей сопровождают его. «И устрашился Яаков очень, и тес- но стало ему на душе...» Раши объяс- няет: «устрашился», т.к. боялся пасть на поле боя. «Стало тесно» – не хо- тел лишить жизни других...» Это был момент душевного кризи- са. Наш праотец опасался за своих близких и за себя, но также не же- лал гибели брата. Яаков хотел, что- бы их встреча завершилась мирно. Раши пишет: «Он готовился к трем вещам: к подарку, к молитве, и к битве...» Тора рассказывает, как это было: Эсаву были посланы несколько стад в подарок.

Наш предок воззвал к Творцу: «Спаси же меня от руки брата моего!..» И он разделил свой стан на два лагеря. «Если один ла- герь будет разбит, то другой оста- нется для спасения...» Вкус победы Если переводить Раши буквально, то комментарий звучит так: Яаков «исправил себя для трех вещей...» В духовной практике еврейства важную роль играет «ахана», подготовка. На примере Яакова мы видим, что она включает работу с собственной ду- шой. Нашему праотцу не хотелось посылать Эсаву имущество, которое досталось ему совсем нелегко.

Он опасался обращаться ко Всевышнему с просьбой о помощи – а вдруг он в чем-то провинился, и его молитва не будет принята? Допуская возможность схватки, наш предок был обязан про- будить в сердце «битахон» – твердую уверенность в помощи Всевышнего и своей победе. Подготовка к встрече требовала перемен – в себе самом. «Он готовился к трем вещам...» По- чему для Раши важно указать их чис- ло? Потому что Яаков готовился ко всем трем одновременно. Это почти невозможно, так как противоречит не только нашей «земной» природе, но даже Б-жественной душе еврея.

Если человек задействовал «линию доброты» (подарок), то ему неверо- ятно трудно двигаться одновремен- но по «линии строгости» (война). И еще трудней в разгаре кипучей дея- тельности переключиться на «канал милосердия» (молитва) осознав, что твои усилия ничего не стоят, если Всевышний не пошлет свою помощь. Сверхусилие, которое предпринял Яаков, чтобы задействовать все три канала нашей души (Хесед, Гвура, Рахамим), необычайно расширили границы его человеческой природы, научили выходить за рамки своего «я», суля победу над врагом и, кро- ме прочего, над своим животным на- чалом.

Нам, потомкам Яакова, приходится выходить на встречу с Эсавом до- статочно часто. Время от времени кто-то из еврейских детей попадает к Эсаву в плен, побывав «в хеде- ре» народов мира. Чтобы вызволить его, нужно задействовать три линии своей души. Тогда у нас будет три укрепленных лагеря, а у Эсава – все- го один. И если добавить к этому полную уверенность в победе, тогда понятно, почему она придет.

No comments:

Post a Comment