7/11/14

Урок из самоотверженности Пинхаса



Урок из самоотверженности Пинхаса, "самого молодого из общества" – для молодежи нашего поколения. 


 1. В сегодняшней недельной главе рассказывается, что когда Зимри совершил свой поступок, никто не знал, что делать, хотя присутствовали и Моше, и Агарон, и семьдесят старцев. Гмара приводит  порядок, согласно которому Моше-рабейну обучал сынов Израиля Торе. Получив указания об очередной заповеди, он сообщал о ней Агарону, затем - сыновьям Агарона Эльазару и Итамару, после них - семидесяти старцам и лишь затем - остальному народу. Пинхас, сын Эльазара, здесь даже не упоминается. Следовательно, он учил Тору наравне со всем народом, так как был еще молод.

 Именно он, самый молодой из всех, увидев, что сделал Зимри, воскликнул: «Моше-рабейну, не ты ли учил нас, что в подобном случае „ревнители поражают его"?!». На что Моше-рабейну ответил пословицей: «Тот, кто прочел письмо, тот и должен исполнять». Какой урок этот рассказ Гмары дает нам?

 Бывают ситуации, когда вожди поколения молчат и не дают никаких указаний, но это отнюдь не всегда является доказательством, что делать ничего не следует и нечего даже пытаться найти выход из сложного положения. Если ты видишь, что можешь что-то предпринять, - действуй. А старшие ничего не говорят потому, может быть, что хотят, «чтобы Пинхас взял свое священнослужение».

 То есть именно в этом и состоит твое предопределение, именно этими своими действиями ты вознесешь в святость то, что тебе предначертано, и тем самым достигнешь своего совершенства. Как в материальном плане у каждого есть свой удел (как говорят мудрецы наши: «Не затрагивает человек пропитания своего товарища»), так и в плане духовном у каждого есть свой удел в Торе. Вот почему мы молимся: «И дай нам удел в Торе Твоей».

Речь идет не только о понимании Торы, но и о способности делать в ней новые открытия. Примером может служить раби Акива, который открыл в области Галахи такое, чего не знал даже Моше-рабейну. В исполнении заповедей человек тоже не затрагивает «духовного пропитания» своего товарища. А слова «Удостоился - получает свою долю и долю своего товарища» относятся не к этому миру, а к Ган Эдену, и подразумевают воздаяние за исполнение заповедей.

 В том же, что касается самих заповедей (которые, как известно, выше воздания за них), у каждого без исключения есть в них свой удел. Поэтому вполне возможно, что если никто ничего не предпринимает, то это значит, что действовать должен именно ты!

 О Пинхасе сказано: «Пинхас - это Элияу». Но ведь Пинхас жил раньше Элиягу! Значит, следовало бы сказать наоборот: «Элияу - это Пинхас»? «Зогар» говорит, что Элиягу на самом деле жил гораздо раньше Пинхаса, но тогда он был не «рожденным женщиной» (человеком, родившимся у своих отца и матери), а ангелом. Вот потому-то и сказано: «Пинхас - это Элиягу». Что это означает для нас, в нашем служении Всевышнему? Выше было сказано, что от каждого требуется не обращать внимание на действия или бездействие окружающих, а делать то, что следует. Откуда взять для этого силы? Ответ: «Пинхас - это Элиягу».

Раз Всевышний послал тебе такое дело, для исполнения которого требуется самопожертвование, значит Он уже дал тебе силы для этого. И даже возможно, что в этот момент к твоей душе присоединяется «искра» того, кто не является «рожденным женщиной». 3. Вот какое указание получает отсюда наше поколение, и в частности - молодежь: нечего заниматься расчетами, что, мол, этот может выполнить эту задачу, а тот - другую. Знайте, что все, что приходит вам в руки, - это ваш удел, у вас есть силы, необходимые для выполнения своего дела, и выполнить его вы должны с самопожертвованием!

 А о самопожертвовании Ребе, мой тесть, говорил: - Самопожертвование состоит не в том, чтобы взобраться на крышу и броситься вниз, упаси Б-г! Самопожертвование совершается без шума, потому что «не в землетрясении Б-г». Самопожертвование должно наполнять самые повседневные дела - надо затыкать уши, чтобы не слышать того, что не следует слушать, закрывать глаза, чтобы не видеть того, что не следует видеть. Даже в изучении Торы требуется самопожертвование, чтобы не брать Тору к себе, а себя брать к Торе.

И когда желают по-настоящему, это удается. Когда берут на вооружение самопожертвование Пинха-са, то открывается, что «Пинхас - это Элиягу», тот самый, кто возвестит о грядущем освобождении. Иными словами, вся наша работа сегодня - это подготовка прихода Машиаха, чтобы превратить мир в святилище для Всевышнего.

 Из беседы 12 тамуза 5714 г. (1954 г.)



No comments:

Post a Comment