6/27/14

Недельная глава Хукаc


«И выступил против них о г, царь Башана, и весь народ его».
В конце нашей главы говорится, как великан Ог и его войско пошли против евреев. Это тот самый Ог, который когда-то, очень давно, сооб - щил Аврааму, что его племянник Лот попал в плен. Авраам поспешил на выручку. Лот с семьей был спасен, а заодно и остальные пленники. Сей - час, однако, великан хотел пролить нашу кровь.


Но Всевышний говорит Моше-рабейну: «Не бойся его, ибо в руку твою предаю Я его, и народ его, и страну его...» Строкой ниже мы читаем про по - беду евреев: «И поразили они его, и сынов его, и весь народ его до единого человека, и овладели стра - ной...» Несмотря на то, что в Торе сказа - но «и поразили они», Раши пишет: «Моше убил его...» Комментатора не смущает, что все предложение дано во множественном числе – «и по - разили», «и овладели».

Почему-то он убежден, что великана должен был лишить жизни именно глава евреев. в ойна с великаном Можно задать еще один вопрос: почему Всевышний говорит «не бой - ся его», обращаясь именно к Моше, а не ко всему еврейскому войску? Как будто глава евреев имел основа - ния бояться Ога, а остальные люди – нет? Ответ: да, так оно и было. Моше- рабейну стоял ко Всевышнему бли - же, чем кто-либо другой. Он знал, что добрые дела, которые совершает человек, Творец помнит вечно.

Ог помог Аврааму спасти семью Лота, и теперь эта заслуга могла защитить его на войне, обернувшись большой бедой для всех евреев. Раши ссылается на агаду, которая приводится в трактате Брахот: Ог схватил скалу величиной в три пар - сы и хотел бросить ее на еврейский лагерь. Агада говорит «языком пре - увеличения», но часто за метафо - рой скрывается важный намек. Три парсы – это длина нашего лагеря в пустыне. Ог собирался уничтожить весь еврейский народ. Моше-рабейну опасался, что заслу - га Ога поможет ему во время боя. А евреи не боялись.

Они видели перед собой еще одного гоя, просто очень больших размеров, и были уверены, что молитва Моше поможет одолеть его. Всевышний говорит главе евреев: «Не бойся! ц арь Башана захотел уничтожить всех евреев, и поэтому его былая заслуга пропала полно - стью». И еще Всевышний говорит Моше: «В руку твою предал Я его». Именно потому, что Моше боялся великана, он должен лично уничтожить это - го врага. А остальных противников, включая сыновей великана, евреи истребили сами.

Поэтому Тора говорит во множественном числе: «и поразили», «и овладели»... Тора не похожа на учебник исто - рии, где говорится только о про - шлом. Мы учим из войны с вели - каном, что если глава народа, глава поколения, ведет нас в бой, то мы должны довериться ему и помнить: ни сила врагов, ни их количество не может задержать нашей победы. Если молитва «Моше в нашем поколении» принята Творцом, тогда исполнится скоро: «и поразили весь народ его», «и овладели страной...»

No comments:

Post a Comment